История бренда

Toyota Motor Corporation (Тойота Мотор Корпорейшен) – одна из старейших в Японии и крупнейшая в мире автомобилестроительная корпорация, в которую входят такие известные бренды, как Toyota (Тойота), Lexus (Лексус), Scion (Сайен), Daihatsu (Дайхатсу), Hino (Хино).

История Toyota, как автомобильного бренда, берет свое начало в 1933 году, когда в компании, специализирующейся в то время на производстве ткацких станков, было создано новое направление – автомобилестроение.

Новый департамент производства автомобилей возглавил сын основателя компании - Кииширо Тойода (Kiichiro Toyoda).

В 1934 году компания создала свой первый двигатель типа А, который был использован при производстве первой опытной модели пассажирского автомобиля Toyoda «А1» в мае 1935 года и в грузовике Toyoda «G1» в августе 1935 года.

В 1936 году началось производство второго пассажирского автомобиля – модели «АА», который был уже запущен в серийное производство. Тогда же впервые начался экспорт автомобилей в другие страны: первая партия грузовиков модели «G1» в количестве 4-х штук была поставлена в Китай.

В 1937 году направление автомобилестроения было выделено в отдельную компанию, названную Toyota Motor Co., Ltd (Тойота Мотор Корпорейшен). Таким образом, первоначальное название бренда, звучавшее как «Toyoda» (Тойода), по фамилии основателя – Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda), было переименовано в «Toyota» (Тойота), что сделало его восприятие на слух более благозвучным. К тому же, при написании Toyota на японском алфавите используется  восемь  штрихов, а цифра «8» в Японии считается счастливым числом.

В этом же году Toyota Motor Co. получает первый масштабный заказ на производство 3000 грузовиков для нужд японской императорской армии.

Данный заказ был настолько экономически выгоден, что дал возможность уже в 1938 году построить новый и первый по-настоящему масштабный завод в небольшом городке Коромо. Это место и по сей день является центром империи Toyota (Тойота), при этом сам городок много лет спустя был переименован в Тойота (за заслуги корпорации перед отечеством). 

В 1940 году Кииширо Тойода открывает институт физических и химических исследований, направленных на использование новейших технологий при производстве автомобилей. В том же году, для обеспечения потребностей компании в металле, создается еще одно подразделение – Toyoda Seiko, Ltd. – крупнейший на сегодняшний день японский производитель прутков и калиброванной стали. 

В 1941 году был запущен завод по производству станков и оборудования - Toyota Machine Works Co., Ltd. В том же году был налажен выпуск нового легкового автомобиля  – Toyota «АЕ».

В 1942 году в производство была запущена новая модель грузовика – Toyota «KB».

Послевоенный 1947 год стал для концерна Toyota Motor Co. знаковым, ведь с конвейера сошел 100 000-й автомобиль. Кроме того, в том же году начался выпуск нового легкового грузовика – Toyota «SB», предназначенного для коммерческого использования.

В 1950-х годах начался расцвет концерна Toyota, который собственными усилиями разрабатывал инновационные технологии и проводил масштабные исследования. 

В 1950 году с целью увеличения объемов продаж отдел сбыта был выделен в обособленную компанию – Toyota Motor Sales Co., Ltd. В том же году концерны Toyota (Тойота) и Ford (Форд) начали вести переговоры о создании совместного предприятия, проект которого предусматривал помимо всего прочего стажировку японских специалистов на американских заводах. Именно данные переговоры положили начало выходу Toyota Motor Co. на американский рынок.

В январе 1951 года Эйджи Тойода (Eiji Toyoda), племянник основателя компании, разработал пятилетний план модернизации концерна, включавший в себя глобальное обновление оборудования и совершенствование методов производства.

В том же году в концерне была запущена система поощрения сотрудников «Предложи новую идею», первым результатом которой стало предложение по выпуску первого в истории компании легкового внедорожника. Так на сборочных линиях началось производство джипа BJ Toyota Jeep – дедушки хорошо нам известного сегодня Toyota Land Cruiser (Тойота Ленд Крузер).

В 1952 году Toyota становится крупнейшим автопроизводителем Японии.

В 1955 году свет увидело второе поколение BJ Toyota Jeep, гораздо более комфортабельного автомобиля в сравнении с предшественником.

В 1956 году были открыты первые официальные дилерские центры Toyota в Японии.

В 1957 году в США открылось американское представительство компании – Toyota Motor Sales USA. В том же году автомобиль Toyota Crown (Тойота Краун), выпуск которого для внутреннего рынка Японии был начат в 1955 году, впервые стал поставляться на американский рынок.

В 1958 году Toyota Motor Co. открыло представительство в Бразилии, где спустя всего 4 года с конвейера сошел уже миллионный автомобиль для внутреннего рынка этой страны.

В 1960-х годах было положено начало сотрудничества Toyota Motor Сo. с другими зарубежными рынками, в частности с Европой и Австралией.

1963 год был ознаменован появлением первого в истории японского концерна зарубежного завода, который расположился в г. Мельбурн (Австралия).

В 1966 году была выпущена новую модель легкового автомобиля – Toyota Corolla (Тойота Королла), которой было суждено стать одной из самых известных и популярных моделей концерна (в 2013 году было выпущено уже 11-е поколение Toyota Corolla). В том же году состоялась премьера первого спорт-купе японского бренда – Toyota 2000GT.

В 1967 году было запущено производство модели Toyota Land Cruiser 50, которая отличалась увеличенной колёсной базой и удлиненным кузовом, что существенно повышало уровень комфорта в салоне автомобиля. В тот же год свет увидел пассажирский микроавтобус Toyota Hiace (Хай-Эйс). Сегодня данная модель, сменившая уже 5 поколений, представляет собой востребованный коммерческий транспорт и выпускается в многочисленных конфигурациях, включая кузовы минивэн, миниавтобус, ван, пикап, такси, амбулаторный и «дом на колёсах» (машина для кемпинга).

В марте 1968 года мировой общественности был представлен первый пикап от Toyota – Hilux (Хайлакс), который выпускается и по сей день. Тойота Хайлакс знаменит тем, что это единственный в мире автомобиль, достигший северного полюса.

1969 год был отмечен созданием европейского подразделения Toyota, которое находится в городе Брюссель (Бельгия).

В 1970-е годы развитие корпорации продолжилось: строились новые заводы, постоянно проводилось техническое переоснащение оборудования, внедрялись передовые технологии производства, в процессы продаж внедрялась «философия обслуживания клиентов». 

В 1970 году начался выпуск легендарной модели – Toyota Celica – одного из первых спорт-купе в истории бренда, которое производился вплоть до 2006 года, т.е. более 35 лет.

В 1972 году количество выпущенных Toyota Motor Co. автомобилей перевалило за 10 000 000.

После «нефтяного кризиса» 1974 года международная автомобильная промышленность оказалась в тяжелом положении. Toyota Motor Co. стала одним из немногих производителей автомобилей, которые продолжали получать устойчивую прибыль. Во многом этого удалось достичь за счет высокого уровня надежности производимой под брендом Toyota продукции и колоссальной гибкости, а именно выпуска сравнительно небольших партий разнообразных моделей без снижения показателей качества.

В 1975 году была образована гоночная команда Toyota Team Europe, известная сегодня как «Toyota Motorsport GmbH» и расположенная в Германии.

В 1978 году началось производство моделей Sprinter, Carina, Tercel. Последняя, к слову, стала первым японским автомобилем с передним приводом.

В 1979 году суммарный экспорт Toyota достиг отметки в 10 000 000 автомобилей.

В 1980-е годы экспансия  Toyota Motor Co. продолжилась, благодаря чему компания не только удержала звание крупнейшего автопроизводителя Японии, но и заняла 3 место по объемам продаж автомобилей в мире. Кроме того, в начале 1980-х годов руководством Toyota Motor Co. было принято стратегическое решение о создании подразделения, отвечающего за производство люксовых автомобилей, ныне известное как Lexus (Лексус).

В 1980 году состоялся очередной виток развития легендарного внедорожника Toyota: Land Cruiser 60 стал ещё больше и просторней своего предшественника. Качественные и приятные на ощупь материалы отделки салона вкупе с комфортными настройками подвески обусловили дальнейшее развитие успеха модели Toyota Land Cruiser. 

В 1982 году произошло слияние Toyota Motor Sales Co., Ltd. с Toyota Motor Co., Ltd., в результате чего образовалась Toyota Motor Corporation. Тогда же началось производство легендарной Toyota Camry (Тойота Камри / Кэмри), занимающей и сегодня лидирующие позиции в сегменте автомобилей бизнес-класса благодаря лучшему на рынке соотношению цены, качества, надежности, комфорта и престижности.

В 1983 году между Toyota Motor Co. и General Motors (GM) было подписано долгосрочное соглашение о сотрудничестве, результатом чего стало создание совместного предприятия New United Motor Manufacturing Incorporated (NUMMI), которое должно было выпускать автомобили на основе модели Toyota Corolla на недавно закрытом заводе GM в городе Фримонт (штат Калифорния). Проект был успешно реализован в 1984 году, что лишний раз доказало возможность применения системы производства компании Toyota в Западных странах. 

В 1985 году суммарный экспорт японской марки достигает отметки в 20 000 000 автомобилей, а в 1986 году на внутреннем рынке выпускается 50-миллионный автомобиль.

11 октября 1986 года на территории СССР в городе Москва был открыт первый авторизованный центр по сервисному обслуживанию автомобилей Toyota – «Тойота Центр Кунцево».

В 1987 году в продажу поступило первое поколение Toyota Land Cruiser Prado (Тойота Ленд Крузер Прадо), представлявшее собой среднеразмерный внедорожник высокой проходимости и одновременно обладавший комфортом эксплуатации как у легкого автомобиля.

В январе 1989 года на автосалоне в Детройте состоялась премьера сразу 2-х моделей автомобилей Lexus (Лексус) – нового премиум-бренда концерна Toyota – предназначенных для американского рынка и представлявших собой седаны люкс- и бизнес-класса.

В 1990-е годы Toyota Motor Co. активно занималась привлечением значительных по размерам инвестиций для увеличения своей доли на рынках США, Европы, Индии и Азии, параллельно расширяя модельный ряд своей продукции. При этом концерн продолжал использовать новейшие технические решения и разработки в области автомобилестроения.

В 1990 году свет увидело новое поколение Toyota Land Cruiser, характеризовавшееся непревзойденным сочетанием комфорта при эксплуатации и внедорожных возможностей. Land Cruiser 80 стал первым японским внедорожником, получившим трансмиссию с постоянным полным приводом. 

В 1992 году была открыта дизайнерская студия Tokyo Design Center (Токио Дизайн Центр), основной целью который стали разработки дизайна автомобилей (как внешнего, так и внутреннего) для различных рынков сбыта продукции с учетом потребностей и пожеланий клиентов различных стран.

В том же году начал функционировать первый в истории корпорации завод в Европе – Toyota Motor Manufacturing (U.K.), Ltd. (TMUK Ltd.), который расположился в Великобритании.

В 1994 году началось производство еще одного автомобиля, которому суждено было стать мировым бестселлером, – Toyota Rav4 (Рав4 / Рав 4) – первого городского кроссовера (паркетника) в мировой истории.

В 1995 году произошло «рождение» модели Toyota Prius, ставшей впоследствии самым популярным гибридным автомобилем в мире, продажи которого вплотную приблизились к отметке в 1 000 000 автомобилей. В том же году началось производство абсолютно новых моторов – двигателей с системой изменения фаз газораспределения (VVT-i).

В 1996 году было налажено серийное производство четырехтактных бензиновых двигателей с непосредственным впрыском топлива (D-4).

В 1998 году свет увидели новое поколение внедорожника Toyota Land Cruiser 100 и очередная модель, ставшая хитом продаж в сегменте автомобилей D-класса (среднеразмерные легковые автомобили), – Toyota Avensis (Авенсис). В том же году были запущены заводы Тойота в штатах Индиана и Западная Вирджиния (США), а через год завод Toyota Kirloskar Motor в Индии.

В 1999 году концерн вышел на Лондонскую и Нью-Йоркскую фондовые биржи, а на внутреннем рынке Японии был произведен 100-миллионный автомобиль. 

В 2000 году с целью отслеживания финансового состояния разросшейся корпорации было создано новое подразделение – Toyota Financial Services Corporation. В тот же период на рынок был выведен новый среднеразмерный 7-местный внедорожник – Toyota Higlander (Тойота Хайлендер), моментально ставший бестселлером сначала в США, а позже и в России.

В 2001 году во Франции было запущено производство на новом для концерна европейском заводе – Toyota Motor Manufacturing France S.A.S. (TMMF).

В 2002 году Toyota Motor Co. впервые выступило в Формула-1 в качестве заводской команды.

К 2005 году мировой объем продаж Toyota Camry достиг 10 000 000 автомобилей, что лишний раз является доказательством мирового признания этого бизнес-седана. 

В том же году для России происходит знаковое событие – корпорация Toyota начинает строительство завода под Санкт-Петербургом, который был торжественно открыт в 2007 году.

В 2007 году дан старт продаж абсолютно нового Land Cruiser 200, моментально задавшего тон в сегменте люксовых внедорожников. 

В 2012 году мировой объем продаж автомобилей Toyota превысил отметку в 200 000 000.

В 2013 году объем продаж автомобилей японского бренда перешел планку в 1 000 000 автомобилей.

История крупнейшего в мире автопроизводителя продолжается …